Novovvedeniya-TSRB-otnositelno-kassovogo-ucheta-raz'yasneniya-E.Gubarevoy.jpg

Порядок ведения кассовых операций на территории ДНР утвержден Постановлением ЦРБ ДНР № 161 от 12 июля 2018 года. Постановлением признается утратившим силу действующий Временный порядок установления лимита остатка наличных денежных средств в кассе и ограничений на суммы наличных расчетов.

Постановление вступает в силу через 30 дней со дня его официального опубликования. Опубликовано 30 июля, соответственно, начинает действовать с 29 августа 2018 года.

Основные отличия от действующего порядка

— ранее требования по ведению кассовых операций касались только юридических лиц. С 29 августа 2018 года порядок ведения кассовых операций также будет распространяться на ФЛП как на общей системе налогообложения, так и на упрощенной, за исключением ФЛП, находящихся на патентной системе налогообложения;

— по сравнению с предыдущим порядок дополнен положениями, регулирующими оформление кассовых операций – прописаны порядок приема и выдачи наличных средств, осуществление выплат, связанных с оплатой труда, возврат в кассу депонированных сумм, движение кассовых документов, порядок ведения кассовой книги, прописаны обязанности кассира и т. д. Все предприниматели должны вести кассовую книгу, а предприниматели, не ведущие бухгалтерский учет, − отражать все поступления и выдачу средств в книгах учета;

— с целью обеспечения осуществления расчетов наличными средствами предприниматель должен будет иметь кассу, а также обязан обеспечить надлежащее оборудование кассы и хранение наличных средств и кассовых документов. Согласно абзацу 6 (термины) Положения, касса – это помещение или место осуществления наличных расчетов, а также приема, выдачи, хранения наличных денежных средств, других ценностей, кассовых документов. Кассой может являться как отдельное помещение, так и места проведения расчетов;

— как ранее юридические лица, теперь и предприниматели, в том числе находящиеся на упрощенной системе налогообложения, обязаны согласовывать с банком лимит кассы (максимально допустимая сумма наличных средств, которая может оставаться в нерабочее время в кассе). Без согласования с банком лимит кассы составляет, как и ранее, 20 000 р.;

— сроки сдачи сверхлимитных сумм такие же, как в действующем порядке для юридических лиц, – ежедневно, если в населенных пунктах имеются банковские учреждения. Если же окончание рабочего дня предпринимателя установлено позже, чем в банковском учреждении, сверхлимитные средства сдаются на следующий день. И если в населенном пункте отсутствует банковское учреждение – не реже одного раза в пять рабочих дней;

— в отличие от действующего порядка, с 29 августа будут действовать дополнительные положения по контролю соблюдения порядка ведения операций с наличными денежными средствами. Контроль, как и ранее, осуществляет Министерство доходов и сборов. Но в новом порядке детально прописан порядок проведения проверок – этому посвящен отдельный раздел. В случае выявления нарушений порядка ведения операций с наличными средствами представители Министерства доходов и сборов будут применять к нарушителям штрафные (финансовые) санкции согласно действующему законодательству.

В целом все остается как прежде, только теперь это будет касаться и ФЛП. Тем не менее есть и некоторые сопровождающие факторы, которые также следует отметить.

При образовании сверхлимитной суммы у физического лица – предпринимателя возникают как временны́е сложности, так и финансовые потери. Очевидно, что многие предприниматели не смогут выделить время на ведение кассовых операций, в том числе выстаивание в очереди для сдачи/снятия своих средств со счета. Более того, зачастую на эти средства уже на следующий день необходимо закупать товар. В этой связи возникнет необходимость в найме дополнительного работника. Таким образом, данное рабочее место будет сопровождаться не ростом прибыли предпринимателя, а необходимостью урегулирования бюрократических проволочек. Ни сам предприниматель, ни нанятый работник (вследствие крайне низкой оплаты за «курьерские» услуги) довольны не будут.

Что касается финансовых издержек, то они непременно возникнут из-за оплаты банковской комиссии за снятие средств со счета. Следует также учесть, что комиссионные будут рассчитываться исходя из всей сверхлимитной суммы, а не из чистой прибыли предпринимателя. При возникновении ситуации, например с оптовой продажей или продажей дорогостоящего товара, физическое лицо – предприниматель фактически теряет не заработанные средства, а те, которые ему необходимо вложить в оборот. Ситуации со штрафными санкциями следует обсуждать лишь после первых случаев их применения, но несложно догадаться, что далеко не каждый предприниматель сможет позволить себе надлежащее оборудование и ведение кассы. В этой связи у проверяющих органов будут возникать вопросы.

Вдобавок следует отметить, что ЦРБ установлен довольно короткий срок на введение в действие данного порядка. Учитывая, что большинству физических лиц – предпринимателей придется организовывать кассовый учет с нуля, этот срок неоправданно мал.

Также негативным фактором является отсутствие какой-либо официальной информации ЦРБ по разъяснению в части применения норм нового порядка.

Мелким бизнесом в Республике занимаются преимущественно физические лица – предприниматели. На мой взгляд, органам власти следует более качественно заняться их поддержкой, а не пополнять за их счет бюджет ЦРБ или выписывать очередные штрафные санкции.


Екатерина Губарева, депутат НС ДНР (фракция «Свободный Донбасс»)

Источник: Официальный сайт Народного Совета ДНР.

Копирование материалов с сайта разрешено с указанием ссылки на источник