kryim-rudenko.jpg

К 5-летию Русской весны

Мирослав Руденко

Произошедший 5 лет назад на Украине госпереворот поставил перед несогласными с его итогами гражданами вопросы самоорганизации, выдвижения народных лидеров протестного движения, формирования на местах независимых от киевских мятежников органов власти. Первым городом, в котором появилась революционная власть, стал Севастополь, а первым регионом – Крым. О том, как это происходило и пойдет речь в данной статье.

После государственного переворота в Киеве и утверждения там нелегитимного нацистско-олигархического режима, сразу же встал вопрос об отношении к нему органов власти и местного самоуправления на Юго-Востоке Украины. У несогласного в основной своей массе с результатами «евромайдана» населения этого макрорегиона расколотой по множеству признаков страны поначалу еще были надежды на местные официальные власти и политические элиты Юго-Востока, монопольно представленные Партией регионов. На тот момент они еще имели все возможности и необходимые ресурсы, чтобы возглавить сопротивление перевороту.

22 февраля 2014 г. состоялся Харьковский съезд депутатов всех уровней из юго-восточных областей Украины, АР Крым и Севастополя, который принял резолюцию с реальной оценкой ситуации в стране и даже определенной программой действий. Съезд осуждал незаконные вооруженные формирования, продолжавшие захватывать центральные органы власти, убивать мирных людей и сотрудников правоохранительных органов; признавал, что «Верховная Рада работает в условиях террора», поэтому ее «решения вызывают сомнения в их добровольности, легитимности и законности»; констатировал, что в данной ситуации «центральные органы власти парализованы»; и, в конце концов, резюмировал, что «до восстановления конституционного порядка и законности в стране, легитимизации работы центральных органов власти всю власть на местах берут на себя органы местного самоуправления».

Однако после удавшегося госпереворота и бегства Януковича верхушка Партии регионов предпочла договариваться с победителями, канализируя народный протест в подконтрольных им регионах Юго-Востока. Поэтому грозная резолюция Харьковского съезда осталась на бумаге.

В этих условиях первым свидетельством появления серьезной низовой инициативы по организации народного сопротивления киевскому режиму стали события в Севастополе. 23 февраля 2014 г. в городе состоялся массовый «митинг народной воли против фашизма на Украине», итогом которого стал единогласный отказ подчиняться нелегитимной новой украинской «власти». Со сцены митинга события в Киеве были недвусмысленно названы государственным переворотом. Принимавшиеся под силовым давлением антиконституционные решения Верховной Рады не признавались. Эти положения были отражены в итоговой резолюции.

По сути, митинг перерос в народное собрание, созвучное древнерусским народно-вечевым традициям, и с помощью акта прямой демократии всеобщим голосованием в Севастополе был избран новый глава города – «народный мэр» Алексей Чалый. Так после разрушения «евромайданом» легитимной государственности на Украине на территории Юго-Востока появился первый очаг новой власти, не признающей итоги переворота и не связанной с представителями старого политического класса и олигархата. И которая публично получила высшую степень легитимности путем народного волеизъявления. С мирного севастопольского восстания началась Русская весна.

Однако создание института революционной власти в форме «народного мэра» – прообраз высшего должностного лица Севастополя, возглавляющего исполнительную власть – имело в этом городе одну важную особенность. Должность «народного мэра» удалось формально узаконить в системе исполнительных органов городского совета. Уже на следующий день после митинга, 24 февраля, под давлением нескольких тысяч протестующих севастопольцев, поначалу не желавший брать на себя политическую ответственность Севастопольский городской совет на внеочередном заседании все же принял решение № 7147 «О создании исполнительного органа Севастопольского городского совета Севастопольского городского управления по обеспечению жизнедеятельности города».

Председателем Координационного совета по организации городского управления по обеспечению жизнедеятельности города стал А. Чалый. Это решение придало легитимности деятельности «народного мэра», который фактически приступил к выполнению обязанностей главы исполнительной власти города. Кроме того, принятием этого решения легитимный, избранный еще в 2010 году представительный орган местного самоуправления – Севастопольский городской совет – засвидетельствовал окончательный переход на сторону восставшего народа и непризнание киевского режима.

Для развития революционной ситуации в Автономной Республике Крым в целом ключевое значение имели события 26-28 февраля в столице автономии – Симферополе. 26 февраля сторонники экстремисткой организации «Меджлис», поддерживавшей государственный переворот, сорвали внеочередное пленарное заседание Верховного Совета АР Крым. На нем планировалось рассмотреть вопрос об общественно-политической ситуации в АРК и отчет о деятельности Совета министров АРК.

В ходе столкновений между меджлисовцами и крымчанами, защищавшими здание парламента, 30 человек получили ранения разной степени тяжести, двое защитников парламента погибли. Стало ясно, что киевский режим в своем стремлении подчинить полуостров готов пойти на разжигание межэтнического конфликта и использовать для этого крымско-татарских радикалов. Тогда, в ночь на 27 февраля, представители Сил самообороны Крыма, вооруженные огнестрельным оружием, заняли здания парламента и правительства. Над зданиями были подняты российские флаги.

После обеспечения безопасности распоряжением Председателя Верховного Совета АРК Владимира Константинова на 14:00 было созвано внеочередное пленарное заседание, на котором депутаты приняли решение о проведении 25 мая республиканского референдума о статусе автономии и расширении ее полномочий. В этот же день в 18:00 состоялось еще одно внеочередное заседание, на котором было отправлено в отставку правительство «регионала» А. Могилева, заявившего после переворота о готовности выполнять решения захваченной боевиками майдана Верховной Рады Украины. Затем депутаты назначили новым премьер-министром Крыма лидера партии «Русское единство» Сергея Аксенова. На следующий день, 28 февраля, состоялась внеочередная сессия Верховного Совета, на которой был сформирован новый состав Совета министров АР Крым.

Впоследствии дата проведения референдума будет перенесена еще дважды, изменится и формулировка вопроса. Поскольку в цели данной статьи не входит подробное изложение истории Русской весны в регионе, из неких соображений политкорректности задним числом переименованной в «Крымскую весну», а перечисленных фактов вполне достаточно, чтобы прийти к однозначным выводам о роли местных органов власти в противостоянии киевскому режиму, перейдем к выводам.

В Крыму не пришлось формировать новые революционные органы власти. Парламент автономии, в отличие от областных советов Юго-Востока, не признал киевских путчистов, сам перешел на сторону народа, и, сформировав новый состав правительства, возглавил борьбу за самоопределение полуострова. Эта борьба завершилась коренным изменением политического статуса региона и воссоединением новопровозглашенной Республики Крым с Российской Федерацией уже в марте 2014 года.

Копирование материалов с сайта разрешено с указанием ссылки на источник