debaltsevo2.jpg

Активисты ОД «Свободный Донбасс» в г.Дебальцево Дмитрий Другашов и Евгений Баранов в интервью журналисту odsd.ru рассказали о жизни города после деоккупации.

Скажите, на ваш взгляд, сильно сократилось население Дебальцево после деоккупации?

Евгений: Жители Дебальцево начали возвращаться после завершения жестких боевых действий в 2015 году. Люди приезжали с надеждой найти работу. А поскольку с работой не всё так просто, то мы, к сожалению, можем говорить о некотором снижении численности населения. Главная проблема — низкая загрузка железнодорожного узла в городе.

Дмитрий: Действительно, градообразующее предприятие в Дебальцево – железная дорога. Тем не менее, город живет, остались и приехали первой волной светлые добрые люди. В городе прекратились самогоноварение и наркоторговля, сомнительных элементов стало меньше.

Война прошлась не только по жилым постройкам. Государственные учреждения (школы, больницы) – как дела обстоят с ними?

Евгений: Сейчас очень хорошая динамика. Восстановили школы и детские сады. По российскому образцу, провели капитальный ремонт. Очень приятно туда заходить и наблюдать, как всё изменилось.

То есть, сделали не только внутреннюю отделку зданий, но и произвели замену оборудования?

Дмитрий: Практически во всех школах и садиках проведен капитальный ремонт, заменена вся коммунальная инфраструктура.

Евгений: Завезены новые парты, на занятиях используются проекторы. Для города Дебальцево – это сумасшедший прорыв.

Как обстоят дела с мелким бизнесом?

Евгений: Ну что сказать? Нельзя сказать, что идет бурный рост. Все крупное производство, которое было — остановилось.

А какие-то новые мелкие производства открываются, например, цеха по производству продуктов питания?

Евгений: У нас есть хлебозавод. Он как работал, так и продолжает работать. Однако со времен Советского Союза завод превратился из большого предприятия в маленькое.

Получается, вся загвоздка в низкой загрузке железнодорожного узла?

Дмитрий: У нас много железнодорожных предприятий — и по ремонту локомотивов, и вагонов. У нас было и пассажирское вагонное депо. Там работали тысячи людей. К сожалению, сейчас о тысячах речи нет.

Евгений: При СССР наш железнодорожный узел был одним из крупнейших узлов. Я могу ошибаться, но мы стояли в одном ряду с Москвой,  Ясиноватой и так далее. Станция Дебальцево – это «грузовые ворота» в Луганскую область.

А вообще ходят составы?

Евгений: Ходят. Мне кажется, сейчас даже чаще стали ходить. Но все равно, прежнего объема нет, тех мощностей нет. Сейчас основная задача Администрации города – не столько развить, сколько сохранить. Все думают на перспективу, чтобы после завершения войны можно было в сжатые сроки восстановить довоенные объемы.

Вы говорите, что есть плюсы в трафике, составы ходят все чаще и чаще, чем год–полтора назад?

Евгений: Да, это очевидно. Железная дорога обслуживает и металлургические предприятия – туда везется сырье, обратно – продукция. В целом, ситуация лучше, чем была год назад.

Помимо социальных предприятий и ж/д, можно говорить о том, что стало больше магазинов или же наоборот, закрываются?

Дмитрий: Это как раз и есть тот малый бизнес, который уходит с рынка. Но в основном если открываются, то продуктовые магазины.

А много тех, кто работает, а на выходные в Дебальцево приезжает?

Дмитрий: Конечно есть люди, которые работают в столице, а на выходные возвращаются в город. Есть и такие, которые работают в Дебальцево, а на выходные приезжают в Донецк. Есть такие специалисты, без которых нам никуда. Существует проблема дефицита кадров. Но в основном «туда-сюда»  ездят студенты, которые на рабочую неделю уезжают, а на выходные съезжаются. Тем не менее, у меня иногда складывается впечатление, что проблема кадрового голода выше, чем проблема безработицы.

Молодежи много?

Евгений: К сожалению, не много… Пенсионеров больше. Но так было и до войны, малые города всегда гасли.

Вы в Донецке часто бываете?

Евгений: Каждую неделю.

Видно, что каждую неделю жизнь в Донецке расцветает все больше или с какого-то момента развитие приостановилось?

Евгений: Я настолько люблю Донецк, что для меня он вообще не изменился.
В 2014 году, когда Донбасс был на грани уничтожения, тогда, наверное, проблема была и в Донецке. Но я честно скажу, я за проблемами других городов не следил, не было времени, у нас были свои обстрелы, свои пожары.

Ну, а трафик изменился, машин больше стало?

Дмитрий: Ну, с 2015 годом однозначно есть различия, не скажу, что каждую неделю, но за последний год количество машин увеличилось.

Скажите, почему вы выбрали ОД «Свободный Донбасс», а не ОД «Донецкая Республика»?

Дмитрий: Лидеры ОД «Свободного Донбасса» были у истоков подъёма 2014 года. Это был Паша Губарев. Я был на этом митинге, видел этот напор. С одной стороны, меня это убедило, потому что он целеустремленный лидер, а с другой – мне близка идея. Мы настроены, что все должны жить в одной большой стране и как она называется – Россия или Советский Союз – для меня не важно.

Евгений: Да, 2014 год стал решающим. Как не крути, это герои Русской весны 2014 года. Эти люди поднимали Донбасс, а мы стали за ними и продолжаем это делать. Это те люди, которые стали не ради какой-то корысти, а на защиту нашего Донбасса.

Много единомышленников у вас?

Дмитрий: 20–30 активных единомышленников наберется.

А есть админресурс у ОД «Донецкая Республика» в Дебальцево?

Евгений: Я такое не могу комментировать, но если людей загоняешь силой, то идет отторжение. А такое никому не понравится.

Как в Дебальцево обстоят дела с дорогами?

Дмитрий: Мне кажется, до войны дороги были хуже, чем сейчас. Уже отремонтировали многие дороги и продолжают это делать.

Евгений: …И освещение улиц стало лучше.

Вы можете похвастаться какими-то проектами от ОД «Свободный Донбасс»?

Евгений: Не то, что просто похвастаться, мы этим гордимся! В 2015 году силами ОД «Свободный Донбасс» был организован «Бессмертный полк». Была собрана информация о погибших ребятах, ополченцах города Дебальцево. Также постоянно поддерживается связь с семьями погибших.

На самом деле, мероприятий много. В 2015 году силами ОД «Свободный Донбасс» был проведен первый футбольный матч. Пришло очень много болельщиков – посмотреть и поддержать.

Дмитрий: Часто проводим автопробеги. К нам приезжала Марина Наумова – спортсменка. Мы организовывали ей встречу. Много совместных проектов со Станцией Юных техников.

Евгений: Также у нас был бегун-путешественник Александр Капер. Это русский Форрест Гамп. Мы организовывали ему встречу в ОШ №2. Дети читали ему стихи.

А какие мероприятия хотелось бы провести, но нет организационной или финансовой возможности?

Евгений: У нас дефицита идей никогда нет. Всегда получается так – что мы хотим, то и делаем. В таких случаях лишних денег не бывает, но я ещё раз напоминаю, что когда ты с чистым сердцем и энтузиазмом реализуешь какой-то проект, то средств нужно куда меньше, чем по «принудиловке».

Это выходит как-то спонтанно?

Евгений: Да. Честно говоря, работать по плану тяжело. Хотелось бы, конечно, все это дело распланировать. Но не хочется уподобляться тем, кто работает ради планов и отчетов.

Копирование материалов с сайта разрешено с указанием ссылки на источник