pochemu-vyipusknikam-vuzov-trudno-nayti-rabotu.jpg

Проблема трудоустройства после получения диплома является актуальной для многих студентов. Некоторые из данных проблем известны для большинства людей, но некоторые из них не так очевидны.

Одномоментное перенасыщение рынка труда

Не совсем очевидная проблема трудоустройства связана с тем, что вручение дипломов происходит примерно в одно и то же время у разных вузов и разных специальностей. Из-за этого рынок труда переполнен соискателями в определенный момент времени, так как спрос на рабочие места значительно превышает предложение работодателей.

Решить данную проблему достаточно просто: студентам необходимо начинать искать работу заранее. Тогда биржа труда не будет перегружена в момент вручения дипломов.

Специалистов слишком много

Связано это с тем, что анализ потребностей в различных специальностях не проводится, либо проводится очень поверхностно. В результате выпускников некоторых специальностей становится больше, чем требуется работодателям, и рынок становится переполнен представителями определенных направлений подготовки. Из-за этого они вынуждены работать не по специальности.

Устранить данную проблему можно проведением детального анализа рынка труда и составлением прогноза для установления необходимого количества специалистов в каждой области.

Неосведомленность работодателей

Данная проблема стала особенно актуальна в связи с переходом на российский стандарт системы образования. Некоторые специальности переименовываются, но при этом сотрудники отдела кадров не понимают сути специальности. В результате возникают ситуации, в которых соискателя приглашают на должность, на которую он и не претендовал. Либо по этой же причине кандидата могут просто не рассматривать на ту должность, которая его интересует.

Например, один из собеседников DNR LIVE пробовал устроиться в одно из министерств, окончив университет по направлению подготовки «Бизнес-информатика». Однако отдел кадров министерства принял данного специалиста не за бизнес-аналитика, а за программиста, поскольку в названии специальности фигурировало слово «информатика».

Для устранения подобных казусов, сотрудники отдела кадров должны постоянно развиваться, чтобы детально разбираться в специфике каждой специальности.

Отсутствие механизма распределения выпускников после окончания вуза

В Российской империи, а позднее и в СССР существовала практика распределения после прохождения процесса обучения в вузе. Данная политика гарантировала трудоустройство молодых специалистов и обеспечивала им социальные гарантии. При этом уволить такого сотрудника без разрешения министерства было нельзя. Также молодые специалисты получали различные льготы.

Однако, с таким подходом не согласны некоторые предприниматели, в том числе и из Донецка. Так, довольно часто работодатели хотят иметь право выбора себе сотрудника из числа недавних студентов, а не получать специалистов по распределению.

Также, по мнению работодателей, на рынке труда должна быть определенная конкуренция, в том числе из выпускников, которые только что получили диплом. В противном случае будет стагнация профессионального роста, а в худшем – деградация.

«Чтобы уметь воспользоваться опытом, нужен опыт»

Работодатели, в большинстве своем, хотят принять на работу квалифицированных сотрудников, обладающих опытом работы. Иногда в требованиях к кандидату можно увидеть год опыта работы, но все чаще встречаются вакансии с требованием от трех или пяти лет на аналогичных должностях. Связано это с тем, что предприниматели не хотят тратить время на обучение персонала.

Начинать решать эту проблему нужно еще на первых курсах обучения. Приобрести опыт можно занявшись волонтерством. Другим способом приобретения опыта является аутсорсинг в интернете. Также хорошим источником опыта послужит открытие собственного бизнеса, учитывая количество стартапов, не требующих особых затрат.

«Недостаток опыта вызывает уверенность в себе»

Некоторые выпускники не хотят тратить время на обучение и карьерный рост, а хотят получить все и сразу: высокооплачиваемую работу, престижную должность, место в известной компании. Но далеко не все понимают, что для достижения этих целей большинству людей необходимо пройти определенный путь. Редко у кого сразу получается найти работу своей мечты.

Решить данную проблему достаточно просто: нужно всего лишь объективно оценить собственные способности и опыт. Если же человек испытывает трудности, связанные с объективной оценкой самого себя, то можно попросить сделать это окружающих.

Особенности работы Центра занятости

Республиканский центр занятости предоставляет в основном вакансии рабочих специальностей. Соответственно, выпускникам вузов довольно тяжело найти хотя бы несколько вакансий по своему направлению подготовки. Усугубляется положение еще и тем, что в Центре занятости некоторые вакансии дублируются, а для большинства требуется опыт работы, которого, как правило, у выпускников нет.

Например, по состоянию на 3 октября 2019 г. удалось найти 12 вакансий экономиста. При этом только в двух из них не указано требование к опыту работы. А вакансий аналитика на сайте Центра занятости всего 3 и во всех случаях требуется опыт работы. При этом 2 вакансии содержат одинаковый текст объявления.

Также не все вакансии, размещенные на сайтах министерств и ведомств, присутствуют на сайте Центра занятости. Для решения этой проблемы необходимо синхронизировать базу данных Центра занятости с информацией, появляющейся на сайте министерств, ведомств, администраций и государственных предприятий.

Престиж дороже денег

Выпускникам рабочих специальностей проще трудоустроиться, так как большинство людей предпочитает более престижную работу, даже если она является менее оплачиваемой. В связи с этим, на рынке труда образовывается дефицит рабочих специальностей.

Для уменьшения данного разрыва государству нужно повышать престиж технических специальностей. Однако, стоит отметить, что в ДНР существует подобная практика. Например, в ДонНТУ увеличили размер стипендии для специальности «Горное дело».

Обучение для «галочки»

Многие студенты подходят к процессу обучения халатно. Из-за этого, знаний, полученных в вузе, оказывается недостаточно для профессиональной деятельности. К этой же проблеме можно отнести и желание получить диплом для «корочки». Такие дипломированные специалисты едва ли будут обладать достаточными компетенциями для профессиональной деятельности. Соответственно, и трудоустроиться, после вручения диплома, им будет проблематично.

Решение в данном случае очевидно: нужно более ответственно подходить к процессу обучения, чтобы достойно выглядеть во время прохождения собеседований и не ухудшать репутацию своего вуза.

Однако, некоторые собеседники DNR LIVE из числа работодателей считают, что халатное отношение к процессу обучения не всегда является виной студента. В современных вузах и общеобразовательных учреждениях в отсутствии мотивации к получению знаний у учащихся обвиняется, в том числе, и преподавательский состав. И действительно, достаточно часто встречаются случаи безответственного отношения к процессу предоставления знаний уже со стороны преподавателей.

Вопрос актуальности преподаваемых знаний

Многие знания, преподаваемые в вузах, утратили свою актуальность либо даже не были актуальны на момент включения их в образовательную программу. Знания, особенно в сфере информационных технологий, достаточно быстро теряют свою актуальность. Очень часто оказываются неактуальны знания об инвестициях, прикладной экономике и бизнесе в целом, а также об архитектурном проектировании.

Как утверждают собеседники донецкой IТ-компании, к ним приходят соискатели с устаревшими знаниями о программном обеспечении. Иногда  специалисты даже не знают о существовании конкретных программных продуктов.

Поэтому преподавателям необходимо оперативно реагировать на изменения в окружающей среде для корректировки образовательной программы и предоставления обучающимся актуальной и полезной информации.

Конфликт поколений или почему молодежь не желает идти в аспирантуру

В данный момент выпускники лишь в исключительных случаях решают поступить в аспирантуру, чтобы в дальнейшем работать преподавателем. Как следствие, отсутствует обновляемость кадрового состава. Эта проблема также усугубляется конфликтом поколений. Далеко не все молодые люди могут найти подход к своим более зрелым коллегам, что порождает ряд конфликтных ситуаций. Как следствие, молодые преподаватели не могут реализовать свою потребность в самоактуализации и вынуждены либо подстраиваться под окружение, либо искать новое место работы.

Для решения данной проблемы нужно проводить реформу системы образования, а также разрабатывать мероприятия, направленные на повышение заинтересованности студентов в преподавательской деятельности.

Копирование материалов с сайта разрешено с указанием ссылки на источник