normandskaya-chetverka-e1573890550609.jpg

В понедельник, 9 декабря, состоится первая за 3 года встреча «нормандской четверки». Россия, Украина, Франция и Германия обсудят выполнение минских соглашений и дальнейшие меры по урегулированию конфликта в Донбассе.

О назревшей необходимости четырехсторонних переговоров речь шла несколько месяцев, пока выполнялись условия, поставленные ее участниками. РБК поговорил с представителями всех заинтересованных сторон, чтобы оценить, будет ли достигнут прогресс в урегулировании кризиса на Донбассе.

Позиция Москвы

Москва ставила несколько условий своего участия в саммите:

— общее признание «формулы Штайнмайера», описывающей механизм проведения местных выборов на не контролируемых Киевом территориях;

— разведение сил и техники в районе трех населенных пунктов (станицы Луганской, Петровского и Золотого);

— предварительное согласование итогового заявления парижского саммита.

В течение нескольких месяцев проработкой этих условий занимались помощники четырех глав государств, а также Трехсторонняя контактная группа в Минске. 1 октября делегации России, Украины, ОБСЕ, а также ДНР и ЛНР в Минске подписали «формулу Штайнмайера» с подробностями введения особого порядка управления в Донбассе после проведения там местных выборов. В середине октября состоялось разведение в последнем из населенных пунктов, Петровском, а в начале ноября помощник российского президента Юрий Ушаков сообщил, что и итоговое заявление в целом подготовлено.

«На саммите Москва будет настаивать на дальнейшем исполнении минских соглашений и «формулы Штайнмайера»», — отметил собеседник РБК, знакомый с ходом подготовки к встрече.

Речь идет прежде всего о продлении на год закона об особом статусе Донбасса и закреплении особого статуса в Конституции Украины, а также проведении местных выборов. Сроки и условия организации голосования нужно будет определить и прописать в отдельном законе о выборах, уточнил источник РБК.

«Также мы хотели бы добиться полного разведения сил по всей линии соприкосновения, амнистии участников военных действий на территориях (ДНР и ЛНР — прим.ред.) и обмена всех установленных лиц на всех установленных между Киевом и Донбассом», — поделился собеседник РБК.

О том, что последний пункт может быть выполнен и Украина, ДНР, ЛНР и Россия согласуют базовый сценарий обмена «всех на всех», сообщали ранее источники РБК. По их данным, могут быть обменяны 250 человек, находящихся под стражей на Украине, на 100 человек, содержащихся в ДНР и ЛНР.

Позиция Киева

Зеленский отмечал, что на встрече намерен обсудить детали обмена и его сроки. А глава украинского МИДа Вадим Пристайко у себя в Twitter назвал главным ожиданием от саммита «нормандской четверки» так называемый RUxit — «чтобы россияне и российские войска покинули Украину». Их наличие на этой территории Москва не признает.

«Киев ожидает вывода войск и «незаконных формирований» из отдельных районов ДНР и ЛНР, получения Украиной контроля над границей, а затем — проведения местных выборов в Донбассе по украинскому законодательству на украинских условиях», — утверждает собеседник РБК, близкий к Зеленскому.

Украинцы понимают, что вероятность добиться от Москвы передачи полного контроля над границей у них очень низкая, поэтому в качестве одного из возможных вариантов предлагают введение международного контроля над границей до проведения выборов, например со стороны ОБСЕ. Об этом поделился с изданием собеседник, знакомый с подготовкой к переговорам.

Позиция Германии, Франции и ЕС

Европейские посредники считают важным сохранение минского формата и сам факт проведение саммита. Минские соглашения остаются актуальными для урегулирования конфликта, заявил РБК посол ЕС в России Маркус Эдерер.

«Они имеют решающее значение для достижения устойчивого мирного разрешения конфликта в восточной части Украины, для прекращения столкновений и страданий многих людей», — сказал Эдерер.

Для дальнейшего движения по этому направлению «прежде всего необходимо долгосрочное прекращение огня», считает дипломат. Выполнение минских соглашений является главным условием для любого существенного изменения позиции Евросоюза в отношении России, напомнил Эдерер.

«Это предусмотрено в пяти принципах, определяющих политику ЕС в отношении России, которые были согласованы министрами иностранных дел стран ЕС в марте 2016 года», — указал посол.

От того, будет ли достигнут прогресс в разрешении украинского конфликта, во многом зависят и будущие отношения России и Европы, заявил 4 декабря президент Франции.

Позиция ДНР и ЛНР

Республики, которые не будут прямо представлены в Париже, также имеют свои взгляды на эту встречу. В ДНР и ЛНР рассчитывают, что по итогам будет решено продлить действие закона об особом статусе Донбасса и начать согласование с ними всех дальнейших действий.

«В соответствии с минскими соглашениями все проекты законов, касающиеся ситуации в Донбассе, должны согласовываться с представителями Луганска и Донецка в рамках минских переговоровЯ», — заявил РБК представитель ЛНР в Трехсторонней контактной группе (ТКГ) Владислав Дейнего.

Вероятность успеха

«Проще перечислить вопросы, где стороны могут договориться, чем все проблемы и противоречия, которые могут возникнуть на встрече в Париже», — констатирует украинский политолог Владимир Фесенко.

Эксперт допускает, что участники могут согласовать новый обмен пленными и прекращение огня, продление действия украинского закона об особом статусе Донбасса, а также рамочные условия разведения войск вдоль всей линии разграничения.

«Однако технической готовности к разведению войск нет. Войска должны куда-то отходить на подготовленные позиции, а не в открытое поле», — добавил Фесенко.

Политолог сомневается в готовности сторон отводить вооружения на нескольких участках. В частности, для Украины могут быть риски при отведении войск в населенном пункте Широкино, который находится недалеко от Мариуполя, а пророссийские силы вряд ли будут готовы отводить войска в районе Донецка и Горловки.

Работу над «дорожной картой» по согласованию алгоритма, этапов и самой процедуры разведения войск, скорее всего, передадут помощникам участников «нормандской четверки» (Андрею Ермаку, Владиславу Суркову с российской стороны и людям Эмманюэля Макрона и Ангелы Меркель), считает Фесенко.

Что же касается политической части минских соглашений, включая местные выборы, то никаких предпосылок для достижения договоренностей пока нет, уверен эксперт.

Копирование материалов с сайта разрешено с указанием ссылки на источник