dtp-1.jpg

Интервью адвоката Анастасии Буторкиной ведущей программы «Республика» Виктории Мельниковой на телеканале «Юнион».


 

Какие действия должны быть у водителя, если он попал в ДТП?

В первую очередь, когда произошло ДТП ни в коем случае нельзя передвигать транспортное средство. Нужно дождаться сотрудников ГАИ.

Даже если это середина дороги? Потому что водители начинают убирать машину, чтобы не мешать.

Да. Единственное исключение, если во время такого ДТП лица, которые находились в транспортном средстве, получили серьезные повреждения.

Например, машину откидывает на пешеходную часть. В этом случае, возможно передвинуть автомобиль только если действительно есть угроза жизни человека. Бывают такие ситуации, когда ДТП происходит на отдаленных участках дороги, за пределами городов, и тогда нет возможности дождаться медпомощь, нет возможности самостоятельно оказать медпомощь. В исключительных случаях есть возможность взять пострадавшего человека и отвезти в медучреждение после этого необходимо обязательно вернуться обратно.

Даже если это водитель и он тяжело ранен?

Дело в том, что есть разные ситуации. Как показывает практика, когда водитель попадает в ДТП, он может не чувствовать и не осознавать степень тяжести повреждений, которые сам получил. Поэтому, даже если нет видимых синяков, переломов, желательно обследоваться, потому что могут быть какие-то скрытые повреждения. На практике мы сталкивались, что через несколько дней после ДТП люди попадали в больницу и может иногда быть летальный исход.

Первое золотое правило: не передвигать транспортные средства и обязательно сообщать в Госавтоинспекцию о ДТП. При этом указывать месторасположение автомобилей, марки машин. Обязательно сообщить есть ли телесные повреждения, необходима ли медицинская помощь.

Если один из участников ДТП скрылся с места аварии, также необходимо сказать сотруднику Госавтоинспекции. Поэтому желательно сразу сделать фото машины и номерного знака.

Что необходимо еще делать при ДТП: не догонять того, кто уехал. Для чего? Когда приедет Госавтоинспекция и начнет брать объяснения, то показания участника аварии, который остался на месте ДТП, в дальнейшем будут составлять основу. Человек, который скрылся, будет привлечен к административной ответственности, а если у первого лица имеются тяжкие телесные повреждения или кто-то погиб в данном ДТП, то в этом случае мы уже будем говорить о возбуждении уголовного дела.

Необходимо оставаться на месте аварии и излагать все последовательно, не приукрашивая и не обвиняя. Потому что в дальнейшем, когда будут проведены всевозможные экспертизы, на все вопросы будет ответ и, если вы предоставляли ложную информацию, она откроется.

Произошла авария, человек вызвал Госавтоинспекцию, что дальше?

Приезжает Госавтоинспекция, фиксирует положение автомобилей, рисует схему. Госавтоинспекция уже может определять, кто из водителей нарушил ПДД и составлять протокол. Бывает, что один виновен, бывает обоюдная вина.

Вопросы о привлечении к административной ответственности связанные с нарушением ПДД (в том числе и ДТП) рассматривает соответствующий уполномоченный орган — ГАИ. То есть раньше суды рассматривали и привлекали к административной ответственности, сейчас немного другая ситуация.

Свидетелей нужно искать на месте?

Конечно. В первую очередь зафиксируйте ФИО свидетелей, возьмите контактный телефон и обязательно адрес. Сразу объясните, что ждать Госавтоинспекцию им не придется. В дальнейшем их вызовут.

После ДТП есть несколько вариантов развития событий.

Первый — привлечение к административной ответственности. То есть будет решаться вопрос, действительно ли есть в действиях водителя состав административного правонарушения.

Второй — гражданский процесс возмещение ущерба, причиненного ДТП. Здесь уже можно говорить о моральном вреде, но в том случае, если установлено виновное лицо.

И третий вариант — возбуждение уголовного дела (тяжкие телесные повреждения, смерть). В рамках уголовного дела потерпевший может заявить гражданский иск, который будет рассматриваться непосредственно с материалами уголовного дела в суде. После приговора можно рассматривать вопрос о подаче гражданского иска (возмещение морального, материального ущерба).

А если свидетелей нет?

Даже если не будет свидетелей, есть эксперты, которые по расположению автомобиля, по следам торможения, по различным другим нюансам могут предоставить ответы на многие вопросы. Нельзя говорить: «Свидетелей нет — все пропало». Есть другие нюансы, другие основы, для того, чтобы в дальнейшем все-таки привлечь виновное лицо.

Если ДТП ограничилось незначительной царапиной, то вполне вероятно, что водители могут договориться. И расписки на местах пишут об отсутствии претензий и денежные средства передают или за свой счет восстанавливают автомобиль. Но на практике бывает такое (я лично сталкивалась), когда произошло ДТП, была повреждена передняя часть авто, и тот водитель в автомобиль которого въехал этот автомобиль предложил компенсацию в 1 000 руб. или 500 руб. А второй водитель говорит: «Нет. Мы будем по суду».

В дальнейшем, когда начался судебный процесс, сняли  с автомобиля поврежденные фрагменты. Как оказалось, повредилась еще одна деталь и сумма значительно выросла. То есть вместо того, чтобы разойтись на 500 рублей все обошлось в 15 000 — 20 000 руб.

Виновник может обжаловать сумму, которую должен выплатить?

Давайте сначала поговорим как инициировать судебный процесс, а именно гражданский процесс, связанный с взысканием материального ущерба и морального вреда, причиненных в ДТП.

Это имущественный спор. Есть такое понятие «цена иска» — это та сумма, которая подлежит взысканию (с нашей точки зрения как истца с ответчика) она складывается из суммы материального ущерба ДТП и с сопутствующих затрат (эвакуатор, нахождение на платной стоянке и т.д.).

Камень преткновения. Есть у нас заключение специалиста, есть заключение эксперта. Это такие заключения, которые дают ответы на вопрос о размере причиненного ущерба именно данному транспортному средству. Если говорить о возможности обращения в суд, то достаточно заключения специалиста.

Это государственные специалисты?

Дело в том, что я не сильно обладаю информацией. Скорее всего они просто имеют статус «оценщики», субъекты оценочной деятельности.

Это на любом СТО можно сделать?

Нет. Это специальные люди, которые имеют соответствующие документы. Они, когда делают заключение специалиста, пользуются теми же методиками и документами, которыми пользуются эксперты. И в 90% нанесенный ущерб автомобилю оценивают верно. Но есть один нюанс как для адвокатов, так и для рассмотрения дела судом. Специалисты не несут уголовной ответственности за предоставление недостоверной информации, а эксперты несут. То есть, если ко мне приходит человек и говорит, что ему необходимо обратиться в суд, я всегда буду рекомендовать сделать заключение эксперта. Они где-то в одинаковой ценовой категории. Оплачиваются квитанции, если мы говорим о дополнительных суммах, которые мы можем взыскать с виновной стороны (с ответчика). К заключению эксперта «автотовароведческое заключение эксперта» либо к оценке «заключение специалиста» мы можем прикладывать квитанции, чеки, что мы оплатили эти денежные суммы и взыскивать с ответчика.

Почему мнение специалиста может расходиться с мнением эксперта?

Я не говорю, что они расходятся, они приблизительно одинаковые. Но я как адвокат работаю с экспертами. Эксперт несет уголовную ответственность за предоставление недостоверной информации. Для меня и для суда этого достаточно. Самое интересное, что экспертизу можно провести во вне судебного порядка, по самообращению. Есть Республиканский центр судебных экспертиз. Придешь и у эксперта получишь заключение.

До обращения в суд?

До обращения в суд. Можно в рамках непосредственно рассмотрения дела. То есть бывает такое, что приносят уже заключение специалиста и для обращения в суд этого достаточно. Суд откроет производства и может даже вынести решение, если, например, вторая сторона (ответчик) не будет говорить, что эта сумма не соответствует причиненному ущербу.

Часто заключают мировые соглашения, но это в том случае, если автомобиль, который попал в ДТП, принадлежит юрлицу. На практике мы сталкивались, что инициировали судебный процесс, а в итоге приходили и заключали мировые соглашения, в течение 2-3 месяцев выплачивали ущерб в зависимости от суммы. А есть еще такая ситуация, когда решается вопрос в досудебном порядке. Это составление претензии лицу, которое виновно в ДТП. Это может быть либо водитель и собственник автомобиля, а бывает юрлицо, которому принадлежит автомобиль. В данном случае нужно направлять претензию в адрес юридического лица.

Чтобы составить претензии нужно к адвокату идти?

Каждый принимает решение по-своему. Можно найти в сети интернет большое количество образцов таких претензий. Как правило это российского образца претензия, но можно под себя немного переделать. Тут нет необходимости ссылаться на нормы гражданского законодательства.

Заказным письмом отправляется?

Да. Что мы делаем?

У нас на руках есть постановление о привлечении к административной ответственности Иванова И.И., который виновен в ДТП. У нас есть информация, что он зарегистрирован по «такому-то» адресу.

Пишем от Петрова П.П. Иванову И.И. претензию на сумму 10 000 руб. Если есть затраты на заключение специалиста или заключение эксперта, прилагаем чеки. И переписываем информацию, которая указана в постановлении. Например, произошло ДТП с участием автомобилей «таких-то», госномер «такой-то». Автомобиль «такой-то» принадлежит Петрову, авто «такое-то» Иванову, который признан виновным в совершении административного правонарушения. Прошу в досудебном порядке добровольно перечислить на «такой-то» счет сумму 10 000 руб. либо выполнить ремонт.

Претензия направляется заказным письмом с уведомлением либо непосредственно  можно принести «на руки». Но обычно физлицо не ставит там свою подпись.

На практике было такое, что претензию направляли обычным гражданам, потом приходили, общались и прекрасно понимали, что, если инициировать судебный процесс сумма будет только увеличиваться. Судебный сбор, который будет подлежать взысканию непосредственно с ответчика, все экспертизы, потом принудительные взыскания, исполнительный сбор, еще что-то. Есть определенные рычаги влияния на стадии исполнительного производства (аресты, запреты).

Постановление о привлечении к административной ответственности можно обжаловать в судебном порядке. В течение 10 дней можно подать жалобу в суд общей юрисдикции и изложить обстоятельства почему, например, человек не виновен. На практике мы тоже сталкивались с тем, что люди доказывали свою невиновность. Назначались определенные экспертизы, вызывались свидетели, суд это все внимательно исследовал и принимал решение, что нет в действиях Иванова состава административного правонарушения. То есть постановление, что закрепляет вину, дает возможность подать иск в суд.

Сколько в среднем рассматриваются гражданские дела?

Здесь много факторов, все зависит от сторон. Ответчик может признавать иск полностью, признавать иск в части или вовсе не признавать. Бывает, что могут затягивать гражданский процесс. Не появляться, писать заявление об отложении дела, менять представителей и еще что-то. То есть методы затягивания есть. Сейчас у суда нет возможности заставить ответчика прийти в суд.

Бывает, что с одного заседания признают вину. В любом случае есть право истца отказаться от иска, написать заявление об оставлении иска без рассмотрения, если стороны пришли к общему знаменателю в суде. Как мы уже говорили ранее, есть возможность заключения мирового соглашения, которое будет утверждаться судом. Вариантов много.

Мне как адвокату, хотелось бы, чтобы граждане научились решать вопросы в досудебном порядке, не доводя до суда.

Сегодня в Республике много машин ездят на иностранных номерах и так бывает, что виновником ДТП становится лицо, которое не является гражданином ДНР. И вот человек скрывается с места преступления. Как его привлечь к ответственности? Он может выехать с территории ДНР в эти сутки?

Технически, конечно, это возможно. В первую очередь, мы должны понимать, кто является собственником автомобиля и кто на законных основаниях управлял транспортным средством. Не зря во многих гражданских процессах подают иск и просят взыскать солидарно из собственника и с того лица кто управлял.

Например, есть автомобиль, который развозит хлеб (принадлежит юрлицу) есть водитель, который состоит в трудовых отношениях и развозит этот хлеб. И этот автомобиль попадает в ДТП. В данном случае, если вина водителя установлена, есть возможность взыскивать солидарно и с водителя и непосредственно с собственника.

«Взыскивать солидарно». Что это значит? Это значит, что когда суд определится с кого взыскивать солидарно — с юрлица или с физлица, или с обоих, то взыскивать будут с того, у кого будут денежные средства.

Даже с предприятия, где работал этот водитель?

Да. Закон говорит о том, что автомобиль — источник повышенной опасности.

Всегда есть возможность привлечь к ответственности именно собственника, и на практике я всегда об этом говорю. Больной вопрос доверенности. Выписал доверенность, деньги получил, сделка купли-продажи произошла. Ничего подобного. В дальнейшем, когда этот автомобиль попадет в ДТП, претензии будут к собственнику.

Например, есть «какое-то» СПД или юрлицо, у которого на балансе несколько маршруток и автобусов. Вот если водитель этого автобуса совершит ДТП и если пострадавший пойдет в суд при возбуждении уголовного дела или гражданского, целесообразно пострадавшему обращаться именно к этому СПД или юрлицу. Потому что это то юрлицо, которое имеет денежные средства на балансе. С юрлица легче взыскать, чем с водителя.

Если ошибка водителя, который не соблюдал ПДД, он выйдет сухим из воды?

Взыщут с юридического лица, а уже юрлицо, после того как выплатит денежные средства, имеет возможность предъявить претензии в судебном порядке (либо в досудебном порядке) тому, кто это совершил.

То есть, если человек покупает по доверенности машину, сначала обратятся к собственнику?

У нас всегда есть возможность обращаться к собственнику. Вот водитель меня в данном случае не интересует. Когда пришел ответ из МРЭО и оказалось, что автомобиль принадлежит ООО — для меня этот вопрос закрыт. Я могу привлечь водителя ответчиком, вторым ответчиком, третьим лицом. Но если я буду понимать, что с ООО мне легче взыскать, я буду работать с юрлицом.

Опять же, мы сейчас говорим об общей практике. Я часто сталкиваюсь с возмущением граждан: «Вот какие есть гарантии, если мы обратились к адвокату или юристу?». В любом случае, решение принимает суд на основании тех документов, которые поданы сторонами. Есть разные случаи, у нас не прецедентное право. Кто-то взыщет с собственника автомобиля, кто-то взыщет с водителя. Кто-то взыщет солидарно, кто-то еще что-то сделает. Вариантов много.

5 июня вступил в силу закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Что теперь изменится для наших автомобилистов?

Дело в том, что ДНР развивается в том числе и в отрасли страхования. Говорить сейчас о том, какие будут требования еще преждевременно. Я говорю сейчас субъективную точку зрения. Кто будет страховать, на каких условиях? Какие суммы подлежат выплате? Кто их будет оплачивать, исключительно страховая компания или виновное лицо тоже?  Есть достаточное количество нюансов.

Материал является стенограммой.

Копирование материалов с сайта разрешено с указанием ссылки на источник