chelovecheskiy-kapital-e1569143928266.jpeg

Эксперты в области цифрового права, венчурных инвестиций, консалтинга, урбанизма и государственных инициатив, выступавшие на Международном стратегическом форуме IPQuorum, рассказали какое место в цифровую эпоху будет играть человек и его творческий потенциал.

«Человеческий капитал и человеческий ресурс — разные вещи. И если человеческим ресурсом мы кое-как управлять научились, то с капиталом нам только предстоит разобраться», — считает президент ассоциации IPChain Андрей Кричевский.

По словам Кричевского, знание скрытых компетенций человека — ключ к эффективному управлению любым социумом. Чтобы проиллюстрировать этот тезис, бизнесмен привел в пример Стаса Намина, лидера группы «Цветы», который оказался слушателем дискуссии.

«Анастас Алексеевич — звезда, легенда музыкального мира. Но вряд ли кто-то знает, что он еще и крутой художник, музыковед, что он пишет симфоническую музыку, которую исполняют лондонские оркестры. Он знает сферу культуры от и до, и, если бы мне нужен был эксперт в этой сфере, Стас — лучший, к кому можно обратиться. Но всё это — знание узкого круга людей, имеющих счастье быть знакомым со Стасом лично. Этот пример ярко показывает, что мы очень мало знаем о скрытых компетенциях друг друга, а без этого выстроить систему управления человеческим капиталом крайне сложно», — поясняет президент IPChain.

Кричевский считает, что нужно обратить внимание на творческий аспект управления, стараться раскрыть творческий потенциал в каждом сотруднике. Таким образом, можно подобрать эффективные инструменты для управления человеческим капиталом.

Генеральный директор бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ Science Guide Евгения Коновалова также считает, что творчество играет определяющую роль в формировании человеческого капитала.

«Многие беспокоятся о том, что же будет, когда людей начнут массово заменять роботы. А будет только лучше — искусственный интеллект избавит человечество от рутинных процессов, и мы сможем больше креативить», — говорит Коновалова.

Однако креативности не может быть в условиях жесткой формализации, как происходит сейчас, например, в сфере образования, отмечает руководитель департамента мировой экономики НИУ ВШЭ Леонид Григорьев:

«Творчество — это акт индивидуальный, а в основе любой инновации всегда человек. Поэтому задача государства и общественных институтов — просто не мешать ему реализовывать свой потенциал».

При этом, залог реализации потенциала творческой личности — развитая инфраструктура.

«Чудес не бывает — без системы невозможно создавать серьезные продукты», — категоричен гендиректор Инновационного инжинирингового центра Николай Колпаков.

Советник ректора Московского университета Правительства Москвы Алексей Потапкин уверен — для того, чтобы пройти путь от идеи до реального продукта, нужна еще и соответствующая среда:

«Не зря в офисах крупных IT-компаний есть спортзалы, фреш-бары и гибкий график работы. Говорят, мол, это они с жиру бесятся, смузи в коворкингах пьют вместо того, чтобы работать, а на самом деле такая среда очень повышает эффективность».

По словам Потапкина, молодые специалисты не готовы ехать на хорошие зарплаты в госкорпорации в регионах просто потому, что «там нет модных кафе», и это неудивительно — для представителей поколений X, Y и Z средовые факторы очень важны.

Советник ректора считает, что формировать питательную среду для генерации идей нужно не только в офисах, но и в городском пространстве. Город — важная составляющая нашего ежедневного быта, которая влияет на желание людей жить и работать, а значит, опосредованно и на общую экономическую ситуацию в стране.

«Вспомнить хотя бы Парк Горького: кого он притягивал в 90-е и кого — сейчас. Состояние городской среды всегда связано с общим уровнем развития общества», — считает Потапкин.

По мнению ученого, большую роль в организации «дружелюбного города» сыграли сервисы для обратной связи («Активный гражданин», «РосЯма» и др.), с помощью которых можно напрямую рассказать о проблеме властям.

Формированием питательной городской среды занимается еще один спикер форума — брендинговое агентство Ampersand.fm. Специализация агентства — создание брендов городов и отдельных районов и интеграция этого стиля в городское пространство: парки, вывески, навигацию. Управляющий партнер агентства Талли Кельми считает одной из главных проблем человеческого капитала его отток из России, особенно из небольших городов.

«Мы определили главную идею Фирсановки (микрорайон Химок с 3500 жителей — прим.ред.) как территорию загородной жизни. Эта идея становится центром притяжения и сквозит во всем: в архитектуре, в маркетинге, в привлечении инвестиций. Мы помогаем самим жителям понять, о чем то место, где они живут», — рассказывает Кельми.

По словам представителя агентства, базовая концепция «тащит» за собой частные — к ней начинает подстраиваться малый бизнес: ретейл, местное производство, ярмарки.

Евгения Коновалова из Science Guide уверяет, что стремление к индивидуальному творчеству не всегда способствует реализации человеческого капитала.

«Чтобы вывести на массовый рынок новую медицинскую разработку, необходима синергия ученых и бизнеса. А понять, насколько реализуема идея и как должен выглядеть пилот, который можно показывать инвесторам, очень помогает такой инструмент, как хакатон. Это слёт разработчиков (изначально в хакатонах участвовали только программисты, сегодня — люди любой профессии, способные быстро создать новый продукт), которые за один-три дня с минимальными перерывами на сон и еду создают работающий продукт с нуля. Команды для хакатонов могут собираться прямо на месте: у кого-то есть идея, но он не знает, как ее реализовать, кто-то — хороший исполнитель, готовый взяться за понравившуюся концепцию. Нередко на хакатонах присутствуют представители инвестфондов или крупных корпораций, которые могут вложиться в перспективный продукт», — рассказывает Коновалова.

О своем опыте работы со стартапами рассказала также Клара Орен, руководитель бизнес-инкубатора Израиля.

«У нас почти нет полезных ископаемых, мы не можем позволить себе жить на их продаже. Поэтому вся экономика Израиля держится на человеческом капитале. Надеюсь, найденный газ нас не развратит», — смеется бизнесвумен.

При оценке потенциальных портфельных проектов Орен, как глава бизнес-инкубатора, обращает внимание не только на сам продукт и емкость рынка, на который целится стартап, но и на команду. Слишком сильная личность основателя может легко убить бизнес; изобретатели-одиночки могут сделать классную технологию, но масштабировать ее им не под силу. Крупный бизнес — это командный результат.

«Даже ведьма без социума — это набор дешевых трюков», — шутит Леонид Григорьев, признавая необходимость работать в команде.

При этом не стоит забывать о роли автора идеи, и не только в частных проектах, но и внутри корпораций. В связи с этим встает вопрос защиты авторских прав на изобретения, разработанные внутри компаний.

«По закону все просто — любой продукт, созданный сотрудником в рабочее время, принадлежит работодателю, если в договоре не прописано иное. Работодатель выплачивает создателю продукта авторское вознаграждение, но обычно его размер не особенно мотивирует», — рассказывает старший юрист Deloitte Legal Артемий Иванюшин.

Чтобы заинтересовать работника в изобретении нового, стоит отдельно обговорить размер этого вознаграждения в зависимости от характера продукта или рассмотреть альтернативные способы мотивации: слава, признание или другие нематериальные бонусы.

Есть и другая крайность, отмечает ведущий консультант ООО «Бренды и патенты» Ирина Морозова: когда креативный процесс поставлен на поток и в ходе работы регистрируются сотни мелких патентов на изобретения, сотрудник может буквально «раздеть» компанию.

Копирование материалов с сайта разрешено с указанием ссылки на источник