V-chyom-smyisl-poslednih-sobyitiy-v-Donbasse.jpg

13 марта на сайте Министерства госбезопасности ДНР был опубликован указ Главы республики Александра Захарченко, в соответствии с которым линии соприкосновения между ДНР  и Украиной присваивается статус государственной границы.

Данный шаг вписывается в тенденцию по размежеванию между Киевом и республиками Донбасса, которая усилилась с начала года. Ранее Россия признала выдаваемые властями ДНР и ЛНР документы до выполнения Минских соглашений. Республики ввели внешнее управление на украинских предприятиях и прекратили торговлю углем. Одновременно в России все чаще раздаются голоса в поддержку официального признания Донецка и Луганска по сценарию Абхазии и Южной Осетии. Кремль, со своей стороны, пока намеренно оставляет простор для интерпретаций.

Что послужило поводом для таких решений?

Во-первых, в 2017 году произошла резкая эскалация позиционных боевых действий в зоне конфликта. Острота вооруженного противостояния увеличилась в результате приближения украинской армии вплотную к позициям ополченцев на некоторых участках линии соприкосновения.

Во-вторых, площадка переговоров в Минске не смогла остановить рост насилия. Контактная группа стала жертвой стратегии Киева по делегитимации республик. Не желая повышать субъектность ДНР и ЛНР успешными переговорами в Минске, украинская сторона систематически блокировала принятие или выполнение важнейших решений, что лишь расширяло взаимное недоверие между сторонами конфликта.

В-третьих, последней каплей стало попустительство украинских властей блокаде Донбасса, которую осудили все международные партнеры Киева. Бездействие Украины и угроза остановки предприятий дали карт-бланш ДНР и ЛНР на совершение зеркальных шагов.

У Кремля осталось несколько сценариев дальнейших действий. Найти способ принудить Украину к возвращению в мирный процесс, или начать готовить благоприятные для себя условия на случай перезапуска мирного процесса в действующем или новом формате в неопределенном будущем.

Кремль и ДНР-ЛНР начали совместно расширять политическое и экономическое давление на Украину, в том числе создавая реальную угрозу признания республик. Эта угроза создается за счет достройки их государственности и экономического обособления Донбасса от Украины.

Российские официальные лица неоднократно заявляли, что видят решение конфликта в прямых переговорах Украины и республик. Следовательно, на случай возобновления переговоров для Кремля была бы идеальна ситуация, когда Россия перестала бы восприниматься как сторона конфликта, а Киев был бы поставлен перед необходимостью договариваться обо всем только с Донецком и Луганском. Для этого республики должны обладать настолько сильной и непререкаемой субъектностью, чтобы исключение их из переговорного процесса представлялось бы для украинской стороны уже нерешаемой и, более того, деструктивной задачей. Поэтому в ответ на шаги Киева по размежеванию с Донбассом ДНР и ЛНР формально укрепляют свой суверенитет и проводят институциональные границы с Украиной. Здесь можно напомнить не раз озвученный интерес республик, согласно которому даже если интеграция окажется неизбежной, они не должны институционально раствориться в украинской государственности.

Источник: Центр политической конъюнктуры.
Автор: Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов
Копирование материалов с сайта разрешено с указанием ссылки на источник