parlament-dnr.jpg

Нынешний год примечателен обилием юбилейных дат, связанных со становлением парламентаризма в Донецкой Народной Республике. Так, 14 ноября 2019 г. исполняется 5 лет со дня первого пленарного заседания, сформированного по итогам ноябрьских выборов 2014 года, Народного Совета Республики I созыва. Предлагаю уважаемым читателям, оттолкнувшись от этой даты как от информационного повода, совершить обзорное знакомство с историей развития института парламентаризма в ДНР.

Итак, все началось Русской весной 2014 года, когда на фоне бездействия существовавших в Донецкой области местных советов, 3 марта в занятом восставшими зале заседаний облсовета была предпринята первая попытка формирования нового народного представительного органа власти — Верховного совета Донецкой области. С середины марта деятельность по налаживанию взаимодействия между участниками протестов начал Координационный совет Донецкой области (КСДО), который уже можно рассматривать как некий прообраз будущего представительного органа.

7 апреля 2014 г. на съезде восставшего народа Донбасса в здании Донецкой ОГА был сформирован Совет представителей территориальных громад, политических партий и общественных организаций Донецкой области. В него вошло около 80 человек. Это был первый высший представительный орган государственной власти ДНР, своеобразный протопарламент. Вскоре за ним закрепилось сокращенное название — Народный Совет ДНР. Работа Народного Совета протекала довольно стихийно, что объясняется особенностями революционного времени. Но вместе с тем, это был первый этап становления парламентаризма в ДНР, и данным органом были приняты ключевые для становления Республики решения и документы, обеспечено успешное проведение референдума о самоопределении.

14 мая 2014 г. был образован первый собственно законодательный орган ДНР — Верховный Совет. Его депутаты также были делегированы от территориальных общин, общественных организаций и партий. Их списочный состав был утверждён на первом пленарном заседании парламента в количестве 150 человек. Данный законодательный орган считался временным, действующим до первых демократических парламентских выборов. Верховный Совет сыграл важную роль в легитимизации системы органов исполнительной власти ДНР. С июня 2014 г. в первом парламенте шла работа по формированию профильных комитетов и устойчивых депутатских групп. В июле Верховный Совет ДНР пережил свой парламентский кризис и попытку вооружённого захвата. Период деятельности Верховного Совета ДНР с 14 мая по 14 ноября 2014 г. можно отнести ко второму этапу становления парламентаризма в Республике, который характеризовался накоплением опыта в сфере законодательной деятельности. За 6 месяцев было проведено более 40 пленарных заседаний, принято более 100 законов и постановлений. 24 сентября Верховный Совет принял законы о выборах депутатов парламента и Главы Республики, а также назначил дату их проведения. Тем самым первый парламент обеспечил легитимный переход от революционных, временных органов власти к демократически избранным и постоянно действующим.

2 ноября 2014 г. одновременно с выборами Главы ДНР состоялись выборы в Народный Совет Республики I созыва. Это событие ознаменовало собой начало третьего этапа в становлении донецкого парламентаризма. То, что деятельность избранного парламента это уже качественно иной этап, подчеркивалось изменением названия законодательного органа, и началом отсчета его созывов исключительно с первого пленарного заседания вновь избранного Народного Совета (14 ноября 2014 г.). В Луганске, к примеру, первым созывом парламента считается период работы Верховного Совета ЛНР (май-ноябрь 2014 г.), а избранный также 2 ноября Народный Совет ЛНР относят уже ко II созыву законодательного органа, что, по мнению автора, хорошо отражает преемственность этапов в развитии парламентаризма.

3 ноября 2014 г. ЦИК ДНР огласила итоги парламентских выборов. Народный Совет был избран сроком на четыре года в количестве 100 депутатов, из них общественное движение (ОД) «Донецкая Республика» получило 68 депутатских мандатов, ОД «Свободный Донбасс» – 32 мандата, сформировав одноименные фракции. За период работы Народного Совета I созыва (14 ноября 2014 г. – 19 ноября 2018 г.)  на рассмотрение парламента было внесено 599 законопроектов и принято 272 закона. Также в этот период набирает силу тенденция к рутинизации процесса принятия решений. Народный Совет I созыва в рамках законотворческой деятельности урегулировал основные вопросы жизнедеятельности Республики и заложил основы законодательной базы.

11 ноября 2018 г. в ДНР прошли очередные выборы депутатов парламента. По результатам голосования общественное движение «Донецкая Республика» получила 74 места в Народном Совете, «Свободный Донбасс» — 26 мест. В целом эти выборы продемонстрировали стабильность существующей политической системы и преемственность курса. Первое пленарное заседание органа законодательной власти в новом составе состоялось 19 ноября. За первую весеннюю сессию Народного Совета II созыва было проведено 19 пленарных заседаний, на которых принято 37 законов. В целом работу Народного Совета II созыва, ввиду отсутствия принципиальных отличий от I созыва, можно рассматривать как продолжение третьего этапа становления парламентаризма.

Итак, на сегодняшний день можно выделить следующие этапы становления института парламентаризма в ДНР. Подготовительный (март – начало апреля 2014 г.) – осознание политическим активом восставших необходимости формирования в регионе независимого от подчиненной киевскому режиму существующей системы органов местного самоуправления, собственного представительного органа власти, первые попытки его создания. Первый (7 апреля — 14 мая) – формирование и работа первого высшего представительного органа власти, — Совета представителей территориальных громад, политических партий и общественных организаций (Народного Совета) ДНР, принятие базовых для ДНР нормативных правовых актов, обеспечение референдума о самоопределении. Второй (14 мая — 14 ноября) — образование и работа первого законодательного орган государственной власти, – Верховного Совета ДНР, накопление опыта в сфере законотворчества, легитимизация исполнительных органов власти, подготовка демократических выборов. Третий (14 ноября 2014 г. – по настоящее время) – формирование по итогам парламентских выборов Народного Совета I и II созывов, стабилизация работы парламента, рутинизация процесса принятия решений, закладка фундамента законодательной базы, гармонизация законодательства ДНР с законодательством Российской Федерации.

Мирослав Руденко

Копирование материалов с сайта разрешено с указанием ссылки на источник